«Что в имени тебе моем?»
А.С.Пушкин
«Огромный внедорожник с генами спорт-кара... Mazda CX-9 - это не обычный представитель класса SUV во всех отношениях. Мощный, устойчивый и необычайно стильный, этот полноприводный автомобиль вызывает уважение на дороге» (здесь и далее цитаты из официальных материалов Mazda). На вопрос знакомых о новом автомобиле мы гордо отвечаем: «Купил себе внедорожник СХ-9!» И часто слышим в ответ: «ну какой же он внедорожник? – это просто большой кроссовер!». В подтверждение своей позиции приводим пример СХ-7 – вот он точно кроссовер, тем более в буклете Mazda определенно сказано «что получится, если соединить спортивную Mazda и практичный кроссовер. Ответ - новая модель Mazda CX-7. Этот инновационный кроссовер обладает уникальным сочетанием спортивной динамики и функциональности». Все правильно: СХ-7 – кроссовер, а СХ-9 внедорожник! Перелистывая страницы популярных изданий типа Off-road Drave, 4х4 и других, видим сравнение Сх-9 с автомобилями, которые даже по внешним признакам относятся к автомобилям повышенной проходимости и убеждаемся в правильности определения класса СХ-9. Только почему то во всех тестах он проигрывает! Здесь необходимо мнение экспертов.
Самое распространенное толкование термина «Внедорожник» - это полноприводной автомобиль повышенной проходимости отличительными признаками которого являются: высокий дорожный просвет, рамная схема конструкции кузова, полный привод, наличие переключателя «раздатки» крутящего момента на колеса. В просторечье внедорожники называют "джипами". Хотя термин "джип" (Jeep) официально относится только к определённым моделям автомобилей и является сокращением от General Purpose - так назывались лёгкие армейские автомобили, выпускавшиеся в 40-е годы ХХ века. История с американским сокращением Jeep вместо Geep очень напоминает историю с O’K – все нормально, все правильно, что в американском «переводе» с британского All Correct !!! Jeep, как торговая марка была зарегистрирована в начале пятидесятых годов компанией Chrysler. В настоящее время это слово имеется в названиях нескольких массовых моделей компании Dimler-Chrysler: Jeep Wrangler, Jeep Cherokee, Jeep Grand Cherokee и Jeep Liberty. И еще одна аналогия, с копирами. Все копировальные аппараты мы по старинке называет ксероксы, и даже обращаемся к коллегам: «сделай пожалуйста ксерокс этой бумаги!». Но выправляется положение, и уже везде стоят копиры разных брендов, а не только как в начале 90-х, компании Xerox.
Автомобиль же, у которого нет «раздатки», не рамная конструкция называют паркетник или кроссовер. Разговорный термин паркетник, тоже появился не случайно, и представляет собой сложное слово, составленное из двух слов: ПАРКЕТ и внедоророжНИК. Что касается кроссовера, то это был блестящий маркетинговый ход автомобильных компаний выводящих на рынок в начале 2000 годов новые автомобили класса SUV. Кроссовер (англ. Crossover), буквально переходное- согласующее устройство, пограничное или переходное явление, пересечение и т. п. собирательное название, относящееся к различным понятиям и предметам. Что касается автомобилей, то кроссовер (как определяет Википедия) это универсал повышенной проходимости, что-то среднее между легковым автомобилем и внедорожником. При чем, кроссовер может быть с различными видами трансмиссий - полноприводных, переднеприводных и с полным приводом. Но главная отличительная черта в том, что как правило, все кроссоверы наследуют базу легковых автомобилей, придавая ей внедорожные свойства. Так Audi Q7 наследует базу Audi A6; Audi Q5/Audi Allroad Quattro – базу Audi A4; Honda CR-V - Honda Civic; Mitsubishi Outlander - Mitsubishi Lancer, и конечно Mazda CX-9 / Mazda CX-7 наследуют базу Mazda 6. Все просто и ясно, однако если обратиться к американской и европейской классификации, то здесь и появляются вопросы, что чем называть официально.
Согласно американской классификации автомобили повышенной проходимости обозначаются аббревиатурой SUV (англ. Sport Utility Vehicle — практичный автомобиль). Во многих русскоязычных журналах и тем более автомобильных сайтах этот термин переводится как практичный спортивный автомобиль, машина со спортивным характером и внедорожными свойствами и т.д. В американском английском слово sport имеет значение не только, то что мы понимаем под термином спорт, но и туризм, охота, рыбалка, одним словом «выезд на природу». Поэтому и SUV - это автомобиль который способен вывести семью на активный отдых в «дикой» природе. SUV по большинству характеристик схожи с легковыми пассажирскими автомобилями. Их универсальность обусловлена способностью выполнять различные задачи, в том числе не свойственные легковым автомобилям — перевозку большого числа пассажиров 6-7 человек (как минивэны), перевозку габаритных грузов (как универсалы), буксировку тяжёлых прицепов (как пикапы), движение по бездорожью, грейдеру, лесной дороге, песчаной косе, высохшему руслу и даже форсирование рек по мелководью. Конечно, по болотам и топям на них не пройти. SUV стали популярными в США, Канаде и Австралии в 1990-х и в начале 2000-х годов.
В соответствии с этим, машины SUV в США классифицируют на 4 группы: Mini SUV (Daihatsu Terios, Daihatsu Xenia, Fiat Sedici, Ford EcoSport, Honda HR-V, Mitsubishi Pajero Mini, Suzuki SX4); Compact SUV (Acura RDX, Ford Kuga, Honda Element, Kia Sportage, Jeep Compass, Land Rover Freelander, Mercury Mariner, Nissan Qashqai, Toyota RAV4, Volkswagen Tiguan); Mid-size SUV (Acura MDX, Chevrolet Equinox, Chrysler Pacifica, Hyundai Santa Fe, Infiniti FX, Kia Sorento, Lexus RX, Mazda CX-7, Mitsubishi Endeavor, Porsche Cayenne, Renault Koleos); Full-size SUV (Audi Q7, Buick Enclave, Ford Fairlane, GMC Acadia, Hyundai Veracruz, Mazda CX-9, Mercedes-Benz GL-Class, Mercedes-Benz R-Class, Saturn Outlook).
В Великобритании этой классификации соответствуют три группы: Mini 4х4, Compact 4х4 и Large 4x4. В группе Large 4х4 объединяются автомобили Mid-size SUV и Full-size . Есть и небольшая особенность, добавляется группа Coup? SUV куда относят машины типа Isuzu VehiCROSS, SsangYong Actyon, BMW X6. Все эти группы в соответствии с Euro NCAP подразделяются только на две! Это Small Off-Road 4x4 и Large Off-Road 4x4. В группу Small Off-Road 4х4 включаются автомобили групп Mini SUV и Compact SUV, а в группу Large Off-Road 4x4 соответственно Mid-size SUV и Full-size SUV. Ну и наконец, согласно European Commission classification автомобили всех этих групп соответствуют «J» сегменту.
Как видим в официальной классификации кроссоверов нет. Маркетинговый ход с названием кроссовер стал удачным не только термином, но и трендом в развитии машин данного класса. Сегодня широко используется аббревиатура CUV – Crossover Utility Vehicle автомобили с несущим кузовом, независимой подвеской всех колес, с автоматически подключаемым полным приводом (AWD), хотя есть и модели с постоянным полным приводом (Full Time AWD) - например, Toyota RAV4. Понижающей передачи, как правило, у кроссоверов нет. Определенную «неразбериху» вносит термин - crossover SUV, под которым журналисты и автоэксперты понимают mini и compact SUV. В последние годы всё большую популярность завоевывает класс по настоящему спортивных SUV’ов. Но, лишь некоторые из них могут по праву носить первую часть этого имени - "спортивный". Такие машины ещё называют SAV'ами - Sport Activity Vehicle - спортивный активный автомобиль. Этот термин впервые применили называют именно так. Чем собственно SAV отличается от SUV? И для чего вообще нужен этот подкласс автомобилей? Как такового точного определения нет. SAV - кроссовер с улучшенными динамическими характеристиками поведения на дороге.
Что касается автомобильного рынка на пространстве стран бывшего союза, то здесь неофициальная классификация полноприводных автомобилей представляется более логичной, понятной и конкретной. Все автомобили делятся на 5-ть групп: универсалы с увеличенным клиренсом; вэны; кроссоверы; внедорожники и пикапы. Подгруппу кроссоверы подразделяют на: компактные, среднеразмерные и полноразмерные. Внедорожники соответственно на: компактные; среднеразмерные и полноразмерные. В соответствии с этой классификацией СХ-7 относится к среднеразмерным кроссоверам, а СХ-9 – к полноразмерным кроссоверам. Какой же смысл разработчики Mazda вкладывали в название СХ-9? Скажем прямо, что официальной информации на этот счет не обнаружено, поэтому руководствуясь логикой и аналогиями, выдвинем предположения. В нашей жизни устойчивые аббревиатуры прочно занимают позиции, так как речевая экономия формирует язык быстро и надолго. Этому способствуют и SMS сообщения, которые вообще трансформируют слова и даже предложения в краткие формы. Для поздравления с Рождеством мы покупаем открытки на которых написано Х-mas! и всему миру ясно: Крисмас! – Рождество и Новый год. Аналогичная ситуация и в автомобилестроении. На множестве сайтов производителей, автомобильной прессы мы читаем «…машина относится к клаcсу «x-over». Литера «х» символизирует кроссовер - пересечение. Тогда какую бы вы использовали аббревиатуру, если хотели бы сократить словосочетание автомобиль - кроссовер, в английском написании «car crossover»? Думается двух мнений здесь быть не может, только CX!!! Говоря об автомобилях Mazda, до «семерки» в модельном ряде не было кроссоверов, появилась машина, вот и соответствующее название.
Но есть и еще один весьма необычный довод. СХ-9 – или «Си-икс» -9, но если прочесть слитно: - сикх-9, то ясно слышится шестерка по английски! Ну, так правильно, машина СХ-9 сделана на платформе Mazda-6. Собственно, как и Сикс-7. Поэтому, еще одно из объяснений названия марки – девятка (или семерка) созданная на базе шестерки.
«Если вы считаете, что все современные полноприводные модели похожи друг на друга, вам придется изменить свое мнение. Смелые, спортивные линии и целеустремленный облик отличают Mazda CX-9 от всех прочих автомобилей. Именно эти качества выделяют CX-9 среди прочих кроссоверов и служат мощными аргументами в пользу того, чтобы предпочесть обычному полноприводному автомобилю эту квинтэссенцию философии Zoom-Zoom» (Mazda CX-9. Брошюра корпорации Mazda, 2008. стр. 6)
Специально для www.mazda-cx.ru Сергей Кувшинов. При полном или частичном использовании материалов ссылка на «www.mazda-cx.ru» обязательна. |